Клуб Веселых Дайверов



Дамы и Господа!
Напоминаю, что имеются в наличии наклейки и футболки с нашей эмблемой.
Стоимость наклейки 17 шек, размер - 140 мм, cтоимость футболки 35 шек.
Для приобретения обращайтесь к Ike


  Страницы: (2) 1 [2]  ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) ОтветитьНовая темаГолосование 

> Минимальный газовый запас
u.s.
Сообщение от: 17/03/11, 11:12
Цитата


Участник
**

Профиль | Цитата

Группа: Пользователи
Сообщений: 124
Регистрация: 11/03/11
Откуда: Ural

Рейтинг:
< -5 ( 0 ) +5 >


Цитата (Лев @ 17/03/11, 10:59)
С другой стороны, ты всё же не права wink.gif :
10.779л

я на одну тысячную ошиблась, тк в уме считала.. И не забывайте, я-БЛОНДИНКО!! 148.gif

Добавлено @ 11:14
Цитата (u.s. @ 17/03/11, 10:44)
1/6 !!! wink.gif

Цитата (PentiumIV @ 17/03/11, 09:34)
Точка разворота
Личное сообщениеОтправить письмо
Top
PentiumIV
Сообщение от: 17/03/11, 12:11
Цитата


Core 2 Due
***

Профиль | Цитата

Группа: Пользователи
Сообщений: 325
Регистрация: 01/12/06
Откуда: Хайфа

Рейтинг:
< -5 ( 0 ) +5 >


А почему 1\6? В принципе нам нужно достаточно газа чтобы вытащить себя любимого и напарника из самой дальней точки проникновения до
переключения газа при потере газа у напарника.
Личное сообщениеОтправить письмоВебсайт пользователя
Top
u.s.
Сообщение от: 17/03/11, 12:46
Цитата


Участник
**

Профиль | Цитата

Группа: Пользователи
Сообщений: 124
Регистрация: 11/03/11
Откуда: Ural

Рейтинг:
< -5 ( 0 ) +5 >


Цитата (PentiumIV @ 17/03/11, 12:11)
А почему 1\6?

Чтобы выжить.. 148.gif А если серъёзно, предписывают стандарты..
Заметка Сергея Андреева (Crazzzy):

Что надо понимать планируя начать нырять в пещеры

За последнее время резко возрос интерес к погружениям в пещеры. Несмотря на то, что большинство дайверов считает погружения в надголовные среды одним из самых опасных и технически сложных видов дайвинга, всё чаще группы и клубы, не имеющее пещерного опыта, стремятся к подобным погружениям. Оговорюсь сразу, что я не считаю, что даже подготовка по курсу wreck penetration полностью аналогична подготовки full cave, хотя техника и снаряжение очень близки. Несмотря на эту близость, ряд нюансов делают погружения в пещеры в некоторых случаях, например, таких, как глубокие или далекие проникновения, side mount пещеры, более сложными.
Главной причиной новой волны интереса дайверов открытой воды является то, что до последнего момента кейвдайвинг не имел большой популярности, и им занималось очень ограниченное количество команд, наработавших серьёзный опыт без большого количества несчастных случаев. Те же инциденты, которые произошли, не получили широкой огласки. Кого эта тема интересует, может почитать здесь:

http://cavediver.lehin.ru/ru/accidents/index.html

Второй причиной массового позыва неопытных дайверов в пещеры стала кажущаяся лёгкость оных при погружении, например в Ордынской с маршрутом озеро - большой зал.
Ход мысли, как я понимаю, приблизительно следующий:”Вон Петя (Вася, Гоша) нырнули в прошлом месяце и ничего с ними не произошло. Я тоже хочу. И со мной тоже ничего не произойдёт”. Эти лёгкость и безопасность только, увы, кажущиеся.
При погружении в пещеры дайвер ступает совершенно в иной мир. В этом мире существуют другие, более жёсткие условия и факторы, и работают другие причинно-следственные связи. Даже опытные технодайверы с большим опытом глубоких погружений никогда не сталкивались со многими особенностями пещерных погружений, а дайверы с уровнем AOWD не сталкивались и не подозревают о существовании подавляющего большинства проблем и условий.

Не хочу повторяться о конфигурации, но подчеркну, дайвер должен иметь два баллона независимых, или соединённых манифолдом , с двумя регуляторами, иметь три источника света, две системы компенсации плавучести, минимум одну поисковую катушку. И, конечно же, он должен уметь всем этим пользоваться.
Но главное, дайвер должен быть готов возникновению проблем. К чёму должен готовиться дайвер, желающий погрузиться в пещеру?
Сразу оговоримся, что патологических идиотов мы рассматривать не будем, но на одном я всё же остановлюсь. Это НЕОБХОДИМОСТЬ наличия двух баллонов с двумя регуляторами. Забудьте про то, что газ есть у вашего бади. Если у вас возникла проблема с вашим регулятором, то вы должны обязательно иметь возможность воспользоваться запасным. И ваш октопус вам не поможет. Большая часть проблем сразу ставит крест на вашем регуляторе и поддуве, который был присоединён к этой первой ступени. А что с бади? Бади может плыть достаточно далеко от вас, или плыть рядом, но перед вами. В первой ситуации вы можете просто не иметь запаса для того, чтобы доплыть до него, во втором дела обстоят ещё хуже. Бади плывёт от вас, и на вас не смотрит. Есть шанс, что плывёт быстро. Попробуйте в бассейне догнать на задержке человека, уплывающего от вас. Попробовали? А теперь то же самое, но без воздуха в лёгких, потому что регуляторы часто клинит на начале вдоха.

Итак, потенциальные проблемы.
1) Проблемы, так сказать, обычные, т.е. те, с которыми все могут встретиться в обычном дайве. Отказы оборудования, ну часть вы уже прочитали. Добавьте сюда проблемы с инфляторами, манометрами и прочим. Вероятность наличия в баллоне масла/CO2 или ещё чего, и т.д. и т.п. Есть одно маленькое “НО”, которое сильно осложняет ситуацию. О нём чуть ниже.

2) Проблемы связанные с пещерным характером погружений.
Потенциальные проблемы и опасности можно условно разделить на две группы. Проблемы внешние, т.е. проблемы связанные только со средой и проблемы внутренние, т.е. физиологического характера.

Внешние проблемы второй группы.

- отсутствие прямого выхода на поверхность
Вот оно то самое “НО”. Даже в самой хреновой ситуации у нас нет возможности пробить головой потолок, и выскочить на поверхность. Весь пройденный путь вам придётся повторить в обратном направлении, причём есть шанс, что в худших условиях. Задумайтесь, сможете ли вы это сделать, но перед этим обязательно дочитайте текст до конца.

- маркировка ходового конца
Ну, вы уже знаете, что в пещере эта нить Ариадны указывает на выход. Есть правда одно но, для того, что бы абсолютно безопасно плавать в разветвлённой системе, вы должны понимать язык стрелок и кукисов, джампов и гэпов. Все мы люди и все мы под богом ходим. А если вашего супер-гида хватит инфаркт в дальней точке маршрута?

- плохая видимость
Видимость может быть хорошая, просто плохая, и совсем плохая. А бывает ещё нулевая, то есть совсем нулевая, так что не видишь не только приборы на руке, но даже мощный хидовский фонарь, наощупь поднесенный к маске, видится слабеньким световым пятном. На жаргоне кейверов нулевая видимость, или близкая к ней называется “нулём”. Превращение видимости из хорошей в совсем плохую, например 0,5 м может быть связано с вашими действиями напрямую, и косвенно. Может происходить медленно, тогда у вас есть возможность среагировать, если вы знаете, как, а может и быстро – одна, две секунды. Оцените свои шансы в этом случае сами.
Отчего видимость может упасть? Ну, первое, что приходит на ум, это ваше движение. Самая простая причина падения видимости – силт, поднятый со дна прямым гребком ПАДИ. Но даже если вы идеально гребёте фрогом или киком, это ничего не гарантирует. Лёгкий силт поднимется со дна просто от движения воды, вызванного вашим телом. Это происходит в пещерах с определёнными видами породы и слабым течением. Силт бывает лёгким как пух, опускаешь в него руку, и ничего не чувствуешь, но прикосновение к нему может произвести эффект ядерного взрыва. Поверьте на слово.
Смоделируем следующую ситуацию. Дайвер плывёт в месте, где ходовик лежит на дюне из силта в не очень хорошей видимости, не ноль, но уже начинает напрягать. Что сделает опытный кэйвер? Постарается плыть подальше от дюны, но так что бы иметь запас по видимости ходовика. Поза будет выбрана такая, что бы обеспечивать наименьшее замучивание. “Чайник” в этой ситуации, скорее всего, максимально приблизится к ходовику, и тут же поднимет часть дюны в ээээ…. в верх, в воду.
Другая причина ухудшения видимости – тот же силт, но уже с потолка. Довольно распространённое явление. Вы идеально плывёте, ничего не поднимая с пола, но пузыри от вашего выдоха сбивают с потолка всё, что можно. Плывёшь себе, плывёшь, останавливаешься на минутку, и тут тебя сверху накрывают результаты собственной деятельности. Или так, плывёшь себе, плывёшь, разворачиваешься, а там видишь такое! Вернее ничего не видишь.
Конечно в “туристических” пещерах в зоне ходовика уже всё сбито. Но это не означает, что такой сюрприз не будет вас ждать метрах в пяти в стороне.
Очевидно, что при потере видимости надо вцепиться в ходовик, как в самое дорогое в этой жизни. Один нюанс, надо вцепиться так, что бы рывки бади, или ваши собственные трепыхания не вырвали ходовик из цепких лапок.

- отказ фонарей
Каждый дайвер для погружения в пещеру должен иметь три фонаря, один основной и два запасных. Теоретически вероятность отказа всех трёх источников света столь ничтожно мала, что ею можно пренебречь. Но только теоретически. В реальности в действие вступают такие факторы, как окисленные контакты, просроченные батарейки, холодная вода, изношенные аккумуляторы, испорченные зарядки и пр. Говорят, что раз в год и палка стреляет. Не знаю как там палка, но историй о траблах со ВСЕМИ фонарями автор наслышан. Сам же столкнулся с отказом сначала основного света, а через 10 минут бэкапа, выходил на последнем фонаре. Вышел.
Могу поделиться строгими правилами насчёт батареек Правила выработаны за восемь лет экспедиционной деятельности в холодноводных пещерах. Правило раз: батарейки только Дюрасел. Правило два: батарейки обновляются перед каждой экспедицией.

- потеря ходового конца
Может быть вызвана не только глупостью дайвера, но и объективными событиями из предыдущих пунктов. Сори, но если вы не имели практики поиска ходовика, а это стандартное упражнение на курсе кейв, то, скорее всего, вы его уже не найдёте. Хотя попытаться можете. Учтите только, что ваши попытки могут окончательно убить видимость, и ваши друзья смогут найти тушку только через несколько дней, когда муть уляжется.
Почему трудно будет найти ходовик если вы отплыли от него, это терпеливый читатель узнает чуть ниже, хотя прочитав про варианты потери видимости, уже может представить.

- потеря газа
Объяснять, чем фатальна полная потеря газа, думаю не надо. Не забываем про потолок над головой и обратный путь.
Если у вас имеются два баллона, вы умеете крутить вентиля, менять регуляторы, правильно планируете газ, и имеете бади с аналогичными навыками и снаряжением, то скорее всего с этой проблемой вы не столкнётесь. Тьфу, тьфу, тьфу, что б не сглазить.
Но, если у вас только один баллон с одним регулятором, или вы не умеете крутить вентиля, но одели спарку, или баллон с V вентилем, то угроза “out of gas” маячит на горизонте.
Есть две наиболее распространённых причины потери газа. Первая, отказ регулятора, манометра и т.д. для неумех. Очевидно, если вы не умеете крутить вентиля, то спарка с манифолдом и двумя регуляторами является одним баллоном. Для “чайников” гораздо безопаснее два независимых баллона. Даже если один баллон будет пуст, во втором что-нибудь останется.
Второй вариант потери газа это проблемы, снижающие скорость передвижения при увеличении расхода. Расход может просто скакнуть от стресса, а скорость может снизить плохая видимость. Возможны варианты. Разные, но с одним финалом.

- запутывание в ходовике
Если есть верёвочка, то она может за что-нибудь зацепиться, например за вас. Закон Фостерс, нет, закон ходовика. Особенно радостно ходовик цепляется в плохой видимости, когда вы идёте, плотно к нему прижавшись, или за варианты конфигураций, которые в народе называет “архангел”, т.е, имеющие множественные выступающие части. Торчащие шланги и манометры, фонари и груза на спарке, груза на поясе и пр… Заметьте, что например для распутывания груза или фонаря, закреплённого на спарке при отсутствии бади, вам придётся либо снимать спарку, либо резать ходовик. В последнем случае, вы должны чутко осознавать в какой стороне находится выход, и вцепляться в ту часть ходвика, дабы она не исчезла в прекрасной коричневой мути.
Даже в не очень плачевной ситуации, например, накручивания вентиля на ходовик распутывать вам его придётся в толстых перчатках и исключительно на ощупь. То же самое, перчатки и на ощупь, относится и к распутыванию в плохой видимости.
Есть несколько факторов, которые могут серьёзно осложнить выпутывание. В теории ходовик при установке должен хорошо натягиваться, и не давать слабину. Но если это не так, то вы можете намотать не одну петлю, пока почувствуете, что вы в плену.
Другой серьёзной проблемой является полевик, т.е. полевой телефонный провод. Полевик не режется ни ножом, ни стропорезом. Для борьбы с этим чудом спелеоподводной мысли вы должны иметь либо кусачки, либо ножницы. Полевик ставить довольно тяжело, а при обрыве он моментально собирается в петли. Поэтому “бороды” из него не редкость. И попасть в такое “противопехотное заграждение” никому не пожелаю.

Внутренние проблемы, или проблемы второго рода.

- усиление азотного наркоза
С этим чудесным явлением все мы сталкивались, но в пещерах оно проявляется в более жёсткой форме. Темнота, подсвеченная фонарём муть, холодная вода значительно усиливают эффект. Не удивляйтесь, если в пещере вас крепко “накроет” на невинной глубине 40 метров. Проблема в том, что быстро подвсплыть метров до 20 мы не может. Потолок.

- проблемы с вестибулярным аппаратом
Человеческий мозг очень хреново себя чувствует без визуальных ориентиров. Ему сильно не нравится ситуация “космоса”, когда кроме ходовика нет ничего, ни стен, ни потолка, ни пола. Проявления этого недовольства могут быть разными, головокружение, или же наоборот, ощущение, что вы вращаетесь вокруг ходовика.
Замечу, что ситуация “космоса” не такая нереальная, как кажется на первый взгляд. Для этого достаточно, что бы видимость упала до 1…2 метров. Если ходовик не проложен прямо по потолку/стене/полу, то получаем искомый “космос” в ходе 4х4 метра.

- “давящий” потолок
Иногда это начинаешь ощущать чуть ли не физически. Критическая удалённость, после которой чувствуешь потолок есть, наверное, у всех. Только у кого-то дискомфорт возникает в ста метрах от входа, а у кого-то в двух километрах. Недооценивать этот фактор нельзя.

- потеря ориентации в пространстве
В условиях плохой видимости потеря ориентации происходит быстро и незаметно. Что с этим делать не знаю. Есть такой мерзотный факт. Кстати, забавные вещи в “нуле” происходят и со временем. Оно либо вдруг останавливается, либо, наоборот, скачет с сумасшедшей скоростью

- стресс
При ЧП в условиях пещеры стресс развивается активнее, чем в открытой воде.. Способствуют этому всё те же факторы, темнота, надголовная среда, удалённость от входа и пр. Убейте стресс в зародыше, или он убьет вас.

Принцип суперпозиции проблем.
Две маааленькие проблемки, сложившись одновременно, могут дать одну, но очень большую проблему. Это как раз тот случай, когда 1+1 равно 4, 5 или 10.
Пример. Взяли мы прокатные баллоны, красивые, свежее покрашенные, но с одним маленьким изъяном, вентиля у него очень тугие. Наверное, хозяева просто давно перебирали манифолд, а смазка начала кристаллизоваться.
Ну да ладно, плывём мы себе, доплыли до запланированной точки поворота (2/3 газа), и поворачиваем назад. Тут слышим, что чего-то у нас сифонит сзади, явно из нашей спарки. Далее мы должны выполнить стандартную операцию по поиску проблемной стойки, не теряя при этом плавучесть, потому как ход в этом месте низкий и сильно заиленный. Стандартное время для операции – 1 минута. Уложитесь? Фигу. Вентиля плохо крутятся. Выполняем процедуру с вентилями, филигранно зависая над слоем ила, с каждым мгновением теряя воздух. Понятно, что если течь небольшая, то очень много воздуха не потеряете. А если большая? Это уже будет не 2/3, и следующая проблема, например потерянный ходовик, или снижение скорости из-за плохой видимости уже могут приблизить нас к фатальному исходу. См. далее.


Эффект снежного кома.
Очень часто одна проблема порождает вторую. И они, суммируясь, создают очень неприятную ситуацию.
Пример. Вы плывёте на некотором расстоянии от ходовика. Видимость хорошая, поэтому смысла прижиматься к нему вплотную нет. И тут, бздэм, один регулятор встает на фрифлоу. Пока вы закручиваете вентиль, поток пузырей долетает до потолка и на вас обрушивается муть. Если вы не потеряли плавучесть в условиях плохой видимости, пока работали с вентилем, и если дело происходит в большом зале, то ничего особо страшного не произошло. Отплыли в сторону, где видимость не ухудшилась и нашли ходовик. Но если дело происходит в нисходящей галереи с заиленном потолком, то к вам уже несётся волна мути с верхней части. Вероятность видимости близкой к нулю весьма большая. Но мы то были ещё не рядом с ходовиком! Тренировка поиска ходовика, уже с некоторым дефицитом воздуха.

Какие факторы делают пребывание в пещере более опасными?
Да собственно почти те же самые, что и в обычном дайвинге:
- неумение пользоваться собственным оборудованием
- плохие навыки работы с плавучестью
- неумение пользоваться сухим костюмом
- неумение справляться со стрессом
- повышенный расход воздуха
Добавляем
- боязнь замкнутого пространства
- боязнь темноты

Хочу нырять в пещеры что делать?
Лучше всего конечно ехать учиться. Сегодня можно пройти курсы в Мексике и Флориде, как правило там работают американцы, хотя и не всегда, в Дордоне (Франция) у британцев или немцев, есть один дайв-центр на Сардинии. Но нужно знать английский язык. Если вы не собираетесь далее заниматься серьёзным эксплорэйшеном, то можно особо не париться с выбором инструктора. В подавляющем большинстве мест вам дадут навыки вполне достаточные для рекреационного кейвдайвинга.
Другое дело, если вас манят неизведанные пещеры. Тут придётся покопаться.

Хочунырнутьвпещерыажзубысводит, учиться не могу!

Увы, мы не во Флориде где полно пещерных дайв-центров, и мы не можем отговорить вас от совершения не очень осмысленных поступков. Если уж так приспичило, то начните с каверн. Нырните несколько раз в Ваде, постепенно увеличивая время нахождения под сводом, уйдите из зоны видимости света. Только обязательно проделывайте это с надёжным партнёром.
Почитайте литературу о пещерах, потренируйте базовые навыки в бассейне.
И после этого можете попробовать нырнуть в пещеру. НО! В качестве партнёра у вас должен быть опытный дайвер, имеющий реальный пещерный опыт. Желательно инструктор. И у вас не должно быть никаких проблем с управлением плавучестью
Возьмите запасную маску. Ваш гид ОБЯЗАТЕЛЬНО должен поставить джамповые катушки на всех переходах на боковые ходовики, и промаркировать джампы стрелками, если таковые ещё не стоят. Подумайте, сможете ли вы найти обратную дорогу, сели гида хватит кондратий?
Брать ли вам катушку? Если вы не умеете ей пользоваться, нет. Пользы она вам не принесёт, только запутаетесь.
Не лезьте в узкие заиленные ходы. Намутите – не выберетесь.

И напоследок немного статистики.

Немного статистики. NSS CDS проанализировало информацию о 190 фатальных инцидентах. 31 погибший имел квалификацию full cave, 1 cavern, 4 инструктора, 4 студента разных cave уровней, 143 из погибших не имели никакой пещерной сертификации, в части случаев точно установить уровень. В 411 инцидентах 337 погибших были найдены с пустыми баллонами.
(с)
Личное сообщениеОтправить письмо
Top
Водолаз
Сообщение от: 17/03/11, 18:53
Цитата


Постоянный житель
******

Профиль | Цитата

Группа: Пользователи
Сообщений: 2771
Регистрация: 10/04/09
Откуда: Димона, Израиль

Рейтинг:
< -5 ( 0 ) +5 >


Лада, спасибо! Статья очень интересная. 48.gif
Но всё-же, почему 1/6? Просто, на пальцах...
(может и я блондинко?)

Добавлено @ 18:59
Жалко линк http://cavediver.lehin.ru/ru/accidents/index.html не работает
(The requested URL /ru/accidents/index.html was not found on this server.)
А про этот http://cavediver.lehin.ru пишет, что прав таких не имею... 120.gif
(You don't have permission to access / on this server.)
Э-эх...


--------------------
Пить буду, но курить не брошу!

Anyone who doesn't go crazy, can't be normal
user posted image
Личное сообщениеОтправить письмо
Top
u.s.
Сообщение от: 18/03/11, 10:09
Цитата


Участник
**

Профиль | Цитата

Группа: Пользователи
Сообщений: 124
Регистрация: 11/03/11
Откуда: Ural

Рейтинг:
< -5 ( 0 ) +5 >


Цитата (Водолаз @ 17/03/11, 18:53)
Но всё-же, почему 1/6? Э-эх...

по стандарту.. 18.gif
Личное сообщениеОтправить письмо
Top
Водолаз
Сообщение от: 19/03/11, 08:27
Цитата


Постоянный житель
******

Профиль | Цитата

Группа: Пользователи
Сообщений: 2771
Регистрация: 10/04/09
Откуда: Димона, Израиль

Рейтинг:
< -5 ( 0 ) +5 >


Цитата (u.s. @ 18/03/11, 10:09)
по стандарту..

Ёмко... и, главное, понятно всё...
А говорят, что DIR строем ходит... А тут ТЫДЫЩ! по стандарту!!!


--------------------
Пить буду, но курить не брошу!

Anyone who doesn't go crazy, can't be normal
user posted image
Личное сообщениеОтправить письмо
Top
u.s.
Сообщение от: 21/03/11, 10:53
Цитата


Участник
**

Профиль | Цитата

Группа: Пользователи
Сообщений: 124
Регистрация: 11/03/11
Откуда: Ural

Рейтинг:
< -5 ( 0 ) +5 >


Цитата (Водолаз @ 19/03/11, 08:27)
Ёмко... и, главное, понятно всё...
А говорят, что DIR строем ходит... А тут ТЫДЫЩ! по стандарту!!!

угу.. по стандарту.. а не по феншую!! dive.gif
И NSS прородитель ДыРа.. только без фанатизма, присущего аппологетам делать это правильно.. 96-2.gif
Личное сообщениеОтправить письмо
Top
Лев
Сообщение от: 21/03/11, 11:39
Цитата


Библиотекарь
******

Профиль | Цитата

Группа: Пользователи
Сообщений: 2715
Регистрация: 04/04/09
Откуда: Нес-Циона, Израиль

Рейтинг:
< -5 ( 1 ) +5 >


Цитата (u.s. @ 17/03/11, 12:12)
я на одну тысячную ошиблась, тк в уме считала..

Не права не по рассчёту, а по логике поскольку до какого именно давления забивают воздух фактически совершенно не релевантно.
Цитата
И не забывайте, я-БЛОНДИНКО!!

Я же говорю: не по рассчёту, а по логике 139.gif


--------------------
Пусть жираф был не прав,
Но виновен не жираф...
В.С. Высоцкий

За "Фьюжен из веджетаблей" вас надо фейсом по тэйблу
М. Задорнов

Я такой, какой есть. Кому не нравится - может писать жалобу тому, который за облаками. Или повеситься, мне всё равно.
Личное сообщение
Top
Водолаз
Сообщение от: 21/03/11, 17:19
Цитата


Постоянный житель
******

Профиль | Цитата

Группа: Пользователи
Сообщений: 2771
Регистрация: 10/04/09
Откуда: Димона, Израиль

Рейтинг:
< -5 ( 0 ) +5 >


Цитата (u.s. @ 21/03/11, 10:53)
не по феншую!!
И NSS прородитель ДыРа.. только без фанатизма, присущего аппологетам делать это правильно..

Да я всего-то попросил объяснить мне, серому и неразумному... shok.gif
А тут сразу 36.gif firing.gif
Ладно, извините, если задел за больное...


--------------------
Пить буду, но курить не брошу!

Anyone who doesn't go crazy, can't be normal
user posted image
Личное сообщениеОтправить письмо
Top
u.s.
Сообщение от: 22/03/11, 10:50
Цитата


Участник
**

Профиль | Цитата

Группа: Пользователи
Сообщений: 124
Регистрация: 11/03/11
Откуда: Ural

Рейтинг:
< -5 ( 0 ) +5 >


Цитата (Водолаз @ 21/03/11, 17:19)
Да я всего-то попросил объяснить мне, серому и неразумному...  shok.gif

Эх, где мелочь то завалялась?? ( только без обид)
Цитата (Водолаз @ 21/03/11, 17:19)
А тут сразу 36.gif  firing.gif

А что такое?? 18.gif
Цитата (Водолаз @ 21/03/11, 17:19)
Ладно, извините, если задел за больное...

ну уж.. Главное расхождение то в том.. Только тссс, никому не слова..я-курилка!! 148.gif
А что касается 1/6 то я правда не задумывалась почему. В стандарте есть и ладно.
Личное сообщениеОтправить письмо
Top
ika
Сообщение от: 07/08/11, 15:04
Цитата


Нач.Снаб.
Group Icon

Профиль | Цитата

Группа: Модераторы
Сообщений: 1676
Регистрация: 09/10/06
Откуда: Реховот, Израиль



Наткнулась на неплохую статью:

Rock Bottom [*] и газ менеджмент для рекреационных дайверов

оригинал: http://aquaman.com.ua/index.php?option=com...-11-11&Itemid=3

[*] Нижний предел (т.е. минимальный запас газа)


Disclaimer
Никаких явных или скрытых гарантий. Дайвинг опасен по своей сути. Не надо предъявлять мне иски, если получите травму. Не доверяйте слепо ничему, что прочитали в интернете.

Metric Disclaimer
Извините, но было проделано и так много работы, для того, чтоб объединить всё это вместе для имперских единиц измерения. Я всегда хотел сделать этот документ «двуязычным», но по крайней мере на данный момент «метрические» дайверы пусть разбираются сами. [*]

[*] При переводе имперские единицы были переведены в метрические. Цифры в расчётах несколько отличаются от оригинала, в виду того, что стандартные RMV в имперских и метрических единицах математически не эквивалентны.

DIR Disclaimer
Это документ, с явно выраженным влиянием DIR’a, направлен в основном на рекреационных дайверов и другую широкую аудиторию. Многие вещи в этом документе не относятся напрямую или не являются DIR протоколами вовсе.


Исходные данные

Закон Бойля и Расход газа

Понимание закона Бойля имеет важное значения для понимания газ менеджмента в дайвинге. Закон Бойля можно сформулировать так: «при постоянной температуре, объём данной массы газа обратно пропорционален абсолютному давлению». Это важно в дайвинге потому что, чем глубже дайвер погружается, тем под бОльшим давлением он находится. И учитывая, как работает регулятор для дайвинга, давление газа в лёгких дайвера будет таким же, как и давление окружающей его воды.

Для глубины 10 msw (2 ATA) [*] это значит, что при постоянной массе воздуха, его объём уменьшится вдвое. Иначе говоря, при постоянном объёме воздуха, его масса удвоится. Когда дайвер дышит из регулятора, объём воздуха, который он вдыхает в свои лёгкие - постоянен, независимо на какой глубине в толще воды он находится. Но масса этого воздуха будет тем больше, чем глубже дайвер погружается, и соответственно потреблять этого воздуха дайвер с глубиной будет тоже больше.

[*] msw – метр солёной воды, ATA – абсолютная атмосфера

Формула расхода воздуха дайвером следующая:

(расхода воздуха) = ( RMV ) * ( абсолютные атмосферы ) * ( время )

Для метрической системы измерения это выглядит так:

( литры ) = ( л/мин ) * ( msw/10 +1 ) * ( мин )


RMV и Уровень Расхода газа

Respiratory Minute Volume (RMV) (минутный объём дыхания) – это тот объём газа, который расходует дайвер в минуту при атмосферном давлении. Это значение выражается в л/мин, не меняется в зависимости от глубины и определяет насколько много дайвер дышит. Иногда RMV путают с SAC.

RMV = SAC * V (л)

Surface Air Consumption Rate (SAC) (расход воздуха на поверхности) – это израсходованное давление газа из баллона за минуту на поверхности. SAC эквивалентен RMV, но измеряется в бар/мин, и зависит от объёма баллона.

SAC = delta bar / time (мин) / depth (ata)


Consumption rate at depth (Cd) (уровень потребления на глубине) – определяет количество газа реально израсходованного на глубине за минуту. Измеряется так же, как и RMV л/мин, но определяет на сколько быстро опустошается баллон. Это объём израсходованного воздуха в минуту с поправкой на абсолютное давление.

Cd = RMV * depth (ata)

Эти определения согласуются как с определениями US Navy, так и с NOAA.

Стандартный уровень RMV

Канонический стандартный уровень RMV, который мы используем при расчётах - 20 л/мин для «среднего» дайвера и 60 л/мин для 2-х дайверов в состоянии стресса, дышащих из «одного баллона». Реальные значения могут отличаться очень сильно от этих. Начинающие дайверы могут иметь RMV более 28 л/мин, в то время как опытные дайверы 17 л/мин и некоторые даже достигают 8.5 л/мин.

Когда я начал заниматься дайвингом, то первый раз посчитав свой RMV за весь дайв, я получил 31 л/мин. После того, как я значительно набрался опыта, мой RMV стал 17 л/мин при обычном дайве и 21 л/мин во время дайвов, при которых испытывал какое-то время стресс. В конце концов мне удалось достичь 13 л/мин, что, мне кажется, является хорошим минимум для меня, потому что если я начинаю дышать ещё медленнее, то начинаю накапливать CO2. Дайверы должны следить за своим RMV на постоянной основе, для хорошего понимания, насколько быстро они расходуют газ и как этот расход у них меняется в течении их дайверской карьеры.

Принципы Rock Bottom

Принципы Rock Bottom – вы должны немедленно начать всплытие при достижении точки, в которой, в случае ситуации ООГ у вашего бади, вы сможете вдвоём вернуться на поверхность, делая все необходимые остановки безопасности. Выходя за пределы Rock Bottom, вы, в случае возникновения отказов и невозможностью с ними справиться, увеличиваете риск возникновения ДКБ или смерти. Когда дайвер достигает минимально допустимого давления газа, он должен немедленно начать всплытие на меньшую глубину. Если вы достигли минимального запаса газа и показываете ДМ'у знак всплытия, а он при этом продолжает дайв, вы должны начать всплытие с вашим бади. Если же при достижении минимального запаса газа вы сигнализируете своему бади на всплытие, и он на это не реагирует, вы должны его строго предупредить после выхода из воды и пересмотреть возможность совместного с ним дайвинга. Знак всплытия – это не вопрос, это утверждение. Чтобы избежать недопонимания под водой, по этим моментам необходимо пробежаться до погружения.

Правило Половин и Давление Разворота

Если у вас дайв состоит из погружения на определённую глубину, движения в одну сторону, потом в обратную и всплытия (т.е. дайв вдоль стенки), то вам нужно знать давление, при котором нужно развернуться. Если вы хотите вернуться в точку, откуда начался дайв, и при этом имеете возможность всплыть в любой момент, то ваше давление разворота будет равняться половине имеющегося у вас газа, после резервирования вашего минимального запаса газа.

Многофазный Дайвинг и Давление Разворота

Для дайва, при котором вы планируете погрузиться, проплыть Х минут, обплыть объект (врек и т.д.), развернуться, проплыть обратно и всплыть, «правило половин» может быть обобщено по принципу, что у вас всегда должно быть достаточно газа, чтобы доплыть до спускового конца /берега без нарушений вашего минимального давления запаса газа. Если вы не более чем в 6ти минутах от спускового конца, то сосчитайте ваш расход газа на этой глубине за 6 минут, добавьте это значение к вашему минимальному запасу газа – это и будет вашим «давлением разворота». Если есть течение, изменение условий или другие трудности, вы должны поменять эти цифры соответственно.

Правило Третей и Давление Разворота

Рекреационные дайверы часто делают погружения, при которых они разворачивают дайв, имея 2/3 от их запаса газа, и начиная всплытие, имея 1/3. Это на самом деле не дайв по третям, в том смысле, в каком его понимают технические дайверы. Всё что они делают, это погружаются по правилу половин, оставляя себе 1/3 , как минимальный запас газа. Расчёты реального минимального запаса газа, приведённые ниже, гораздо лучше определяют потребности для дайва, нежели использование значения 1/3 для минимального запаса газа.

Рекреационный дайв по третям означал бы расчет минимального запас газа и его резервирование, а разворот - при расходе 1/3 оставшегося доступного газа. Такой подход может быть целесообразен для погружений на глубокие вреки и в океане с существенными течениями, где возвращение к спусковому концу является значительным фактором для безопасности погружения. В этом случае разворот будет значительно раньше, нежели баллон опустеет до 2/3.

Рациональность в правиле третей заключается в том, что обратный путь займёт столько же времени, сколько и путь вперёд, и в случае ООГ вашего бади в самой дальней точке, для обратного пути может потребоваться в 2 раза больше газа ( 1/3 + 2 * 1/3 = 1.0 ) и вам всё так же необходимо оставить достаточный запас газа для всплытия обоих дайверов вдоль спускового конца.

Если существует возможность возникновения аварийной ситуации в дальней точке или возможно сильное встречное течение по пути назад, то правило третей может оказаться недостаточно консервативным. При таком уровне сложности дайв уже переходит в разряд технического дайва и возможно для него потребуется техническое снаряжение (спарка , длинный шланг) и техническая подготовка.

Минимальный Запас Газа vs 30 бар

Правило выхода на поверхность с 30 барами не помогает вам узнать, когда же пришло время разворачивать дайв. Оно так же не покрывает возможные отказы снаряжения, которые могут привести к полной потери газа у вашего бади в самый неподходящий момент. Минимальный же запас газа даёт вам всю необходимую информацию для принятия решения о начале возврата. Учитывая давление минимального запаса газа, вы будете удивлены, при каком возможно ещё большом давлении в баллоне вам придётся разворачивать дайв.

Эмпирические Правила

Предупреждение

Эти правила - приблизительные. Для большей доступности они упрощены, на сколько это возможно. Как и большинство сильно упрощённых правил, они хорошо работают не во всех ситуациях и всегда направлены на худшие случаи с начинающими дайверами и самые суровые условия. Надеюсь, они достаточно просты для всех дайверов, имеют минимум вычислений и их легко можно вспомнить даже под воздействием наркоза.

Размер Баллона

Эмпирическое правило – вы не должны нырять глубже, чем объём вашего баллона [*] помноженный на 2.5. Это хорошо работает для начинающих рекреационных дайверов и дайверов со средней подготовкой. И ограничивает глубину для стального 12 л баллона 30 метрами. С 12 л стальным баллоном не следует погружаться глубже 30м, а с 15 л стальным баллонном не следует погружаться глубже 40 м, что является пределом глубины для рекреационных дайверов.

[*] речь идёт о баллонах с рабочим давлением 232 бара. Имейте в виду, что AL80 (то, что в Египте мы называем 12ками), имеющий объём 11.1 л и рабочее давление 207 бар, следует рассматривать в этом контексте, как 10 л баллон. AL100 (в Египте их называют 15ками)– имеет объём 13.2 литра.

В некоторых ситуациях в тёплой воде и при хорошей видимости опытные дайверы могут нырять на 30 м с AL80, т.е. это правило может быть немного расширено.

Идея нырять на AL80 на 40 м не есть хорошая при любых обстоятельствах. И это правило непосредственно направлено на предупреждение подобных погружений у неопытных дайверов (100 дайвов и меньше), ныряющих в холодной воде. Дайверы с сотней погружений, которые cчитают, что для них нормально нырять с AL80 на 30м в тёплой воде при хорошей видимости, вероятнее всего ходят по краю.

Упрощённые Значения Минимального Запаса Газа

Для баллонов 15л/HP120/HP130/LP104/LP95s (большие баллоны) минимальный запас газа будет равен двухкратной максимальной глубине, на которой вы находитесь + 10. Т.е. со стальной 15кой вы должны покинуть 33 м, как минимум с 76 барами (33 * 2 + 10).

Для 12л/AL80s/AL100s/HP100s/LP80s/LP72s (небольшие баллоны) используйте следующее значение минимального запаса газа: до 15 метров - [msw * 3 + 10], глубже 15 метров - [msw *3 ]. Т.е. со стальной 12кой вы должны покинуть 15 метров с 55 барами, а 27 метров, как минимум, с 81 баром.

Никогда не используйте значение минимального запаса газа меньше, чем 30 бар, для этих правил.

Имейте в виду, что это упрощённые значения, которые уже не работают, если вы погружаетесь глубже 40. Если вы погружаетесь ниже 30-33 метров, вы должны быть в состоянии посчитать минимальный запас газа и SAC полностью, как будет приведено ниже.


Rock Bottom

Минимальный запас газа – Протокол Всплытия

Для определения минимального запаса газа мы подсчитываем количество необходимого нам газа:

- берём минуту на глубине, для решения проблемы
- всплытие до первой остановки
- прохождение остановок
- всплытие к поверхности

Дайверы должны индивидуально скорректировать расчёт своего минимального запаса газа, в зависимости от того, как они выполняют свои остановки. Я буду приводить примеры, предполагая, что план всплытия следующий: 1 мин @ 9 м, 1 мин @ 6 м, 1 мин @ 3 м. Максимальная скорость всплытия, которая должна быть использована – 10 м/мин.

Всплытие с минимальным запасом газа – это ваш аварийный план, на случай, если что-то пойдёт не так. Если вы всегда планируете первую 1 мин остановку на глубине, равной 50% от максимальной глубины (т.е. 1 мин на 15 м на 30 м дайве), или вы делаете первую остановку на минус 15 м от максимальной глубины и останавливаетесь на глубине 21 метр при 36 метрах максимальной глубины, то минимальный запас газа должен быть посчитан соответственно. Это становится наиболее важным при погружениях на гелиевой смеси 30/30 и уже находится на грани рекреационного и технического дайвинга, и требует дополнительных навыков и снаряжения.

Те, кто знаком с протоколом минимального запаса газа в GUE, могут заметить, что это несколько отличается от того, что они применяют. Отсутствует первая остановка на 75% от максимальной глубины, но я считаю, что остановка на 50% от максимальной глубины, согласуется с тем, чему сейчас учит GUE (при остановке на 75% от максимальной глубины во время рекреации у дайверов по прежнему идёт быстрое насыщение азотом). Я упоминаю, но не использую правило 50% от максимальной глубины, потому что в рекреационном дайвинге с использованием найтрокса/воздуха, всплытие при аварийной ситуации до 9 м, я считаю более приемлемым, и это именно то, что я бы сделал. Добавьте в расчёты более глубокие остановки и скорректируйте минимальный запас газа соответственно, если вы так не считаете.

Минимальный запас газа – Математическое Упрощение

Все фазы всплытия могут быть объединены одним расчётом воздуха, необходимого для всплытия с глубины к поверхности. И неважно, что в промежутках этих фаз имеются остановки, это всё равно можно посчитать отдельно, как прямое всплытие к поверхности, а потребление газа во время остановок будет рассчитано напрямую. В качестве глубины всплытия, для использования в формуле, мы можем взять среднюю глубину всплытия, которая будет равняться максимальной глубине/2.
Что касается остановок, то я рассчитываю их, как одиночную остановку на усреднённой глубине с учётом времени всех остановок. Делаю это следующим образом
( 1 мин * 9 msw + 1 мин * 6 мин + 1 мин * 3 msw ) / (3 мин) = 6 msw

Т.е. я как бы делаю 3х минутную остановку на 6 м. Я проделал отдельные арифметические вычисления, которые мне показали, что приведённый выше расчёт идентичен трём разным расчётам для 3х разных остановок.

ПРИМЕЧАНИЕ: Я говорю о том, что 1 минутные остановки, начиная с 9 м, математически идентичны одной 3х минутной остановке на 6 м, что я и буду использовать во всех дальнейших расчётах. Но при реальном всплытии буду делать остановки, как описано выше...

Минимальный запас газа – Математически Точный Пример

Для того, что бы выяснить минимальный запас газа для дайва с 20 м глубиной, мы должны сделать 3 различных вычисления и затем их суммировать. Нам нужно найти значения для «проблемного времени» на дне, фазы всплытия и остановок.

Газ для решения проблемы = ( 60 л / мин ) * [ ( 20 msw ) / 10 + 1 ] * 1 мин = 180 л
Время всплытия = ( 20 msw ) / ( 10 м / мин ) = 2 мин
Газ для всплытия = ( 60 л / мин ) * [ ( 20 msw / 2 ) / 10 + 1 ] * 2 мин = 240 л
Обратите внимание, что глубину мы используем среднюю, т.е. 20 msw / 2 = 10 msw
Газ для остановок = ( 60 л / мин ) * [ ( 6 msw ) / 10 + 1 ] * 3 мин = 288 л

Минимальный запас газа = газ для решения проблемы + газ для всплытия + газ для остановок = 708 л

Минимальный запас газа – Упрощение

Ещё один способ вычислить минимальный запас газа – это просто суммировать общее время, которое придётся провести в воде, взять среднюю глубину и посчитать расход газа. Это достаточно просто, однако не очень точно, но по любому расчёт минимального запаса газа не будет точен в случае возникновения реальной аварийной ситуации.

На примере выше – вы проводите 1 минуту на глубине, 2 минуты поднимаетесь в толще воды и 3 минуты тратите на остановки – всего 6 минут. Ваша средняя глубина (просто возьмите макс. глубина / 2) 10 метров или 2 атмосферы. Получается:

60 л / мин * 2 АТА * 6 мин = 720 л
Время всплытия с 30 метров - 3 мин, т.е. 7 мин общего времени при 2.5 ATA:
60 л / мин * 2.5 АТА * 7 мин = 1050 л
Время всплытия с 40 метров - 4 мин, т.е. 8 мин общего времени при 3 АТА:
60 л / мин * 3 АТА * 8 мин = 1440 л

Не смотря на то, что это не совсем точно посчитанные значения, на практике они работают хорошо.

Минимальный запас газа – Пересчёт Ёмкости в Давление

Что бы быть математически точными, нам нужно взять полученные значения минимального запаса газа и поделить их на объём баллона. Для 12 л баллона, получим:

20 м: 720 / 12 = 60 бар
30 м: 1050/ 12 = 87.5 бар
40м: 1440 / 12 = 120 бар [*]

[*] Использование 12 л баллона для погружений на 40 м , не является хорошей идеей ни при каких обстоятельствах.

Минимальный запас газа – Баллонные Коэффициенты

/Для метрической системы неактуально, так как при пересчёте в давление, изначально пользуемся не кубическими футами, а литрами, что делает пересчёт ёмкости в давление простым./

Минимальный Запас Газа – Правило Минимального Давления

Давление минимального запаса газа никогда не должно быть меньше 30 бар из тех соображений, что манометр точно 0 не показывает. Даже для дайва на 9 метров со спаркой, давление минимального запаса газа должно быть 30 бар. У меня был манометр, который постоянно считывал на 20 бар больше реального давления, При пустом баллоне, он всё так же считывал 10 бар. Дайверы использующие прокатное снаряжение должны быть особенно внимательны.

Минимальный Запас Газа – Приблизительная Таблица

Я предлагаю использовать таблицы, подобной этой

user posted image


Эта таблица работает подобно дайв таблицам, т.е. при глубине 25 м, нужно использовать значение для 30 м. Здесь важно то, что эту таблицу очень легко запомнить и использовать для работы. Для неё не нужны вычисления и длинные записи в блокноте. Вы легко можете определить по таблице свой минимальный запас газа и скорректировать на лету свой дайв план.

Минимальный Запас Газа – Примечание по Планированию

Можно часто услышать, как дайверы говорят «минимальный запас газа на этот дайв – 90 бар», что само по себе не значит, что на поверхность нужно выйти с 90 барами. Если вы развернули дайв и всплыли до 9 метров – ваш минимальный запас газа теперь 30 бар ( 60 л/мин * 1.45 ATA * 4 мин / 12 л = 30 бар). И если у вас больше этого значения, то вы можете ещё немного поплавать, либо заняться отработкой навыков. У вас нет минимального запаса газа на дайв, у вас минимальный запас газа для определённой глубины, и вы должны планировать максимальную глубину погружения и минимальный запас газа с учётом этой глубины.

Минимальный Запас Газа – Пример расчёта давления разворота

Если мы делаем дайв вдоль стенки на глубине 20 м с баллоном 12 л 230 бар, то минимальный запас газа будет 60 бар.

Если мы планируем погрузиться, проследовать вдоль стенки, возвратиться по тому же пути назад и всплыть, то давление разворота будет:

газ, который мы можем использовать = 230 бар – 60 бар = 170 бар
газ в одну сторону = 170 бар / 2 = 85 бар
давление разворота = 230 бар – 85 бар = 145 бар

Другими словами, мы собираемся использовать 170 бара, к тому моменту, как вернёмся к спусковому концу с нашим минимальным запасом газа. Поэтому мы развернём дайв , после того как используем половину от этого.

Если же мы делаем дрифт, то мы можем продолжать плыть по течению до 60 бар и потом всплывать. В обоих случаях общее донное время за дайв будет одинаково - но в случае дайва вдоль стенки он будет состоять из 2х фаз – движения в одну сторону, а потом в обратную.

Точные Таблицы

/Таблица для наиболее используемых российскими дайверами баллонов/
user posted image
[*]

[*] Все значения минимального запаса газа в таблице округлены до целых

/Для пони баллонов таблицу пересчитывать не стал/

Так как пони баллон имеет только 1 вторую ступень, то аварийный RMV берётся с учётом только 1 дайвера, т.е. 30 л/мин.

Планирование Запасов Газа

SAC на лету

В дополнение к расчёту минимального запаса газа вы так же можете планировать и рассчитывать на лету ваш SAC. RMV мы делим на объём баллона и получаем SAC.

Т.е. для 12 л баллона 20 л/мин / 12 л = 1.7 бар/мин
Это то количество воздуха, которое вы расходуете на поверхности. Что бы узнать, сколько бар вы расходуете на глубине, нужно просто умножить это значение на количество атмосфер, соответствующих этой глубине. Т.е. для 12 л баллона:

1.7 бар * 2 АТА = 3.4 бара @ 10 msw
1.7 бар * 3 АТА = 5.1 бара @ 20 msw
1.7 бар * 4 АТА = 6.7 бара @ 30 msw
1.7 бар * 5 АТА = 8.5 бара @ 40 msw

Затем полученное значение нужно помножить на время, чтоб получить количество бар, расходуемых на данной глубине за определённый промежуток времени.

10 msw = 34 бар @ 10 мин
20 msw = 51 бар @ 10 мин
30 msw = 67 бар @ 10 мин
40 msw = 85 бар @ 10 мин

Это может быть очень полезным, так как, находясь, например, на 20 м глубине с 150 барами в баллоне, вы знаете, что у вас ещё осталось 18 мин до достижения минимального запаса газа. Вам теперь не нужно проверять постоянно манометр, а только следить за временем дайва на вашем боттом таймере/компьютере. Вы так же можете следить за вашим SAC под водой, считывая показания манометра раз в 5 или 10 мин.

Расчёты SAC могут быть очень полезны для планирования дайва, поскольку это помогает нам предположить, сколько по времени мы можем проплавать до достижения нашего минимального запаса газа. Они так же могут полезны и во время дайва, так как помогают скорректировать предполагаемое время дайва с учётом того, как быстро мы в действительности расходуем воздух.

Стандартный RMV vs Фактический RMV

Очевидно, что если лично у вас RMV меньше, чем 20 л/мин, то вы можете cкорректировать ваш SAC соответственно.

Но вы не должны использовать RMV минимального запаса газа менее 60 л/мин, даже если вы используете газа меньше. Это следует из того, что у вас в бади может оказаться дайвер с RMV превышающим 30 л/мин, и что каждый человек потребляет больше воздуха при стрессе в аварийной ситуации. Планируйте неаварийную часть вашего плана с учётом вашего фактического неаварийного RMV, а аварийную часть плана с учётом стандартного аварийного RMV, который равен 60 л/мин.

Это сообщение отредактировал ika - 07/08/11, 15:16


--------------------
Я не хочу тратить свои дни в попытке продлить их. Джек Лондон.
Личное сообщениеОтправить письмоВебсайт пользователя
Top
0 посетителей читают эту тему, из них (0 гостей)
0 пользователей:

  Страницы: (2) 1 [2]  ОтветитьНовая темаГолосование