Клуб Веселых Дайверов



Дамы и Господа!
Напоминаю, что имеются в наличии наклейки и футболки с нашей эмблемой.
Стоимость наклейки 17 шек, размер - 140 мм, cтоимость футболки 35 шек.
Для приобретения обращайтесь к Ike


   ОтветитьНовая темаГолосование 

> Сбалансированный комплект снаряжения
Vlad
Сообщение от: 13/07/11, 20:26
Цитата


ГенСек
Group Icon

Профиль | Цитата

Группа: Администраторы
Сообщений: 4808
Регистрация: 30/05/06
Откуда: Ришон ле Цион, Израиль



Balanced Rig - с чем его едят ;-)

Сбалансированный комплект снаряжения

Скотт Ландон
(Опубликовано в журнале dirQuest, Vol 3, № 1, зима 2002 г.)

На тему «сбалансированного комплекта снаряжения» было написано огромное количество сообщений на Интернет-форумах и электронных писем в Интернет-рассылках. Хотя, эта тема представляется вполне простой и очевидной, тем не менее, существует ошибочное представление по ряду вопросов, с которыми мы и попытаемся разобраться. Начнем - существуют два критически важных условия, которые позволяют определить «сбалансирован» Ваш комплект снаряжения или нет. Первое условие – дайвер должен быть способен всплыть со дна моря или со дна пещеры с пустым компенсатором плавучести (не имея дополнительной плавучести в виде компенсатора - dm). Выход из пещеры не представляется столь проблематичным как в море, поскольку в большинстве пещер возможно дойти до выхода вдоль дна (в буквальном смысле доползти - dm), не рискуя провалиться на большую глубину. Тем не менее, попытка проползти в пещере значительное расстояние вдоль заиленного дна, сопряжена с очень большим риском и это делает соображения «сбалансированности» комплекта снаряжения релевантным и для пещерной среды. Второе условие – дайвер должен быть способен поддерживать нейтральную плавучесть на глубине 10-20 футов (3-6 м.) с абсолютно пустыми баллонами. Если два этих условия исполняются – значит, Ваш комплект снаряжения сбалансирован. Почему эти два условия имеют такое большое значение, и как мы можем их исполнить?

Во-первых, давайте обратимся к проблеме подъема с морского дна. Ответ на вопрос, почему это важно, представляется вполне очевидным. Как этого можно добиться – совсем другая история. Давайте представим себе, что дайвер входит с лодки в воду, собираясь начать погружение, и в этот момент у него происходит отказ компенсатора, и он начинает идти на дно. Предположим, что в этом месте дно находится на глубине, которая не сильно выходит за пределы параметров газа, с которым погружается дайвер, и его уровня подготовки – в этой ситуации дайвер, вероятно, окажется распластанным на дне морском.

Для начала, давайте посмотрим на ситуацию, когда на дайвере одет мокрый, а не сухой костюм. Не имея положительной плавучести, которую может дать сухой костюм, дайверу придется пытаться всплывать со дна на ластах. С глубиной мокрый костюм имеет тенденцию сжиматься, и его положительная плавучесть будет гораздо меньшей, чем на поверхности. Для того, чтобы иметь возможность начать подъем со дна, можно избавиться от части снаряжения, имеющего отрицательную плавучесть – например: фонари с аккумуляторными канистрами, этапные баллоны, декомпрессионные баллоны, грузовые пояса. Однако здесь нужно быть осторожным, потому, что по мере подъема мокрый костюм будет возвращаться к своей нормальной толщине, и представлять собой угрозу неконтролируемого всплытия. Сбрасывать все снаряжение, имеющее отрицательную плавучесть сразу – не самая хорошая мысль. Даже сбрасывать весь груз с грузового пояса может оказаться рискованным. Будет предпочтительнее, если вы попытаетесь сбросить некоторую часть снаряжения или какую-то часть груза с пояса, чтобы убедиться что этого достаточно для того, чтобы вы моги оторваться со дна. Снимите ровно столько, сколько необходимо, чтобы вы едва могли начать всплывать к поверхности. Многие технические дайверы не пользуются грузами или используют V-образный груз, который находится вне досягаемости между спинкой и баллонами. В такой ситуации у них нет груза, который можно было бы сбросить. Убедитесь, что у вас есть что-то, что вы могли бы сбросить, для того, чтобы начать всплывать со дна, если вы не можете это сделать в полном снаряжении. Возможно, что в этой ситуации вам потребуется грести ластами изо всех сил – но это единственный вариант справиться с этой ситуацией.

Теперь, давайте представим себе, что тот же дайвер использует сухой костюм. В этом случае, сухой костюм может быть использован для компенсации плавучести, и позволить дайверу безопасно прервать погружение. В этой ситуации конфигурация снаряжения остается целиком на усмотрение дайвера. Будут ли это алюминиевые или стальные баллоны, будет ли это алюминиевая или стальная спинка, а также выбор других элементов снаряжения – в такой ситуации практически все будет приемлемо. Та дополнительная плавучесть, которую создает сухой костюм, сделает задачу оставаться нейтральным на глубине 10-20 футов (3-6 м.) гораздо более сложной, но об этом мы поговорим позже.

Соображения, подобные тем, что мы рассмотрели выше, естественным образом подводят нас к серии вопросов – можно ли, и в каких случаях, использовать стальные баллоны с мокрыми костюмами, алюминиевые спинки с сухими костюмами, а также относительно различных комбинаций вышеперечисленного. В этой ситуации не существует каких-то абсолютных рекомендаций, но есть некоторые вполне очевидные рекомендации, которые вытекают из простых представлений о степени плавучести снаряжения. Дайвер, который использует спарку из стальных баллонов имеет довольно сильную отрицательную плавучесть. Она будет не столь отрицательной при использовании смесей с большим содержанием гелия, но все равно стальные баллоны имеют достаточно сильную отрицательную плавучесть. Баллоны производства Pressed Steel имеют большую отрицательную плавучесть, чем баллоны производства Faber, а баллоны производства Heiser имеют плавучесть еще более отрицательную, чем даже Pressed Steel. Практически невозможно представить себе человека, который имел бы настолько положительную собственную плавучесть, чтобы использовать эти баллоны с мокрым костюмом и быть способным всплыть со дна на ластах, в случае отказа компенсатора плавучести. Наиболее разумным способом добиться «сбалансированности» комплекта снаряжения, используя мокрый костюм или «лайкру», это пользоваться алюминиевыми баллонами. В этом случае у дайвера есть возможность подогнать комплект снаряжения, используя стальную или алюминиевую спинку и возможно какой-то «сбрасываемый» груз. Плавучесть отдельно взятых дайверов может отличаться весьма значительно – поэтому в вопросе выбора спинки существует определенная гибкость. Для погружений в море автор использует стальную спинку.

Конечно, найдется определенное число даверов, которые поспорят со мной и скажут, что стальные баллоны совершенно необходимы по той причине, что позволяют иметь адекватный запас дыхательной смеси. Однако, дайверы в рамках WKPP и GUE, представляют собой наглядный пример того, что использование алюминиевых баллонов 80 куб. фт. («восьмидесяток») в качестве этапных баллонов, может легко уравнять эту разницу, не добавляя при этом отрицательной плавучести, от которой невозможно избавиться. Вероятно, что тот же контингент дайверов, снова возразит, и скажет мне, что с тем самым «необходимым» запасом дополнительного газа, и возникающей при этом дополнительной отрицательной плавучестью спарок из стальных баллонов, можно справиться при помощи компенсаторов с двойной камерой. Этот спор подробно разбирается в главах, посвященных снаряжению в учебниках GUE, и мы не будем повторяться здесь. Подводя краткий итог, этой дискуссии можно сказать только то, что компенсаторы с двойной камерой для того чтобы решить проблему, добавляют еще одну, вместо того, чтобы просто снять первоначальную проблему как таковую.

В то время как пещеры предоставляют вполне безопасную среду для прохождения длительной декомпрессии, декомпрессия в открытом море несет значительно больший риск, например, сильные течения, волнение на море, хищники, декомпрессия в дрифте по течению.

По этой причине, потребность в дополнительном газе снимается, когда профиль погружения и последующая декомпрессия находятся в безопасных параметрах. Кроме этого, люди, у которых высокий уровень потребления дыхательной смеси по причине плохого физического состояния, курения или по той причине, что они некомфортно себя чувствуют в воде, просто пытаются скрыть истинную проблему используя большие по объему, и более тяжелые баллоны. Найти и исправить истинную проблему, для того планировать безопасное погружение – это основа DIR, как системы.

После того, как мы разобрались с тем, что идеальной плавучестью будет такая, которая позволяла бы нам всплыть со дна, ее необходимо соотнести с плавучестью, которая бы позволяла нам остановиться и безопасно пройти декомпрессию на 10-20 фт. (3-6 м.) имея практически пустые баллоны. Хотя ситуация, когда у Вас окажется практически пустая спарка, маловероятна, некоторые отказы могут привести к такому результату, и Вы должны быть к этому готовы. Проверить это можно очень легко. Начните со спарки, в которой осталось только 100 psi, оденьте все снаряжение, которое Вы будете использовать, и старайтесь сохранить нейтральную плавучесть и остаться на глубине 10-20 фт. (3-6 м.). Обратите внимание, что этот тест, и тест на дне будут отличаться для соленой и пресной воды. Для того, чтобы оставаться на глубине 10-20 фт. Вам, возможно, потребуется груз. Этот тест надо проводить без каких-либо других баллонов, поскольку, возможно, что Вам пришлось их сбросить в чрезвычайной ситуации, что и привело к пустой спарке. Груз, который вам понадобиться можно добавлять в виде несбрасываемого V-образного груза, или в виде сбрасываемого груза в случае пещерного дайвинга (кроме тех случаев, когда вы делаете траверзы – сплошные проходки с выходом в другом месте – dm). Когда Вы это сделали, то результат необходимо соотнести с Вашей способностью всплывать со дна без компенсатора. Когда мы совершаем технические погружения, весьма полезным будет вести подробные записи об используемом снаряжении и количестве груза. Многие дайверы, по мере того, как они становятся все более опытными, перестают вести подробные записи погружений, но автор все еще ведет подробный дневник погружений и по сегодняшний день.

Следующим шагом на пути «балансирования» нашего комплекта снаряжения будет включение в наши расчеты этапных баллонов, аккумуляторных канистр фонарей и декомпрессионных баллонов. Аккумуляторные канистры фонарей расположены с правой стороны, а этапные и/или декомпрессионные баллоны располагаются с левой стороны. Для одного и даже двух этапных баллонов такое расположение работает вполне удачно практически для любых алюминиевых баллонов объемом 80 куб. фт. По мере того, как увеличивается количество этапных баллонов, их плавучесть будет иметь все большее значение. Ноша может оказаться настолько тяжелой, что управляться с ними может быть очень тяжело. Баллоны производства Catalina имеют слишком большую положительную плавучесть и оптимальны только в тех случаях, когда они транспортируются большими связками, в качестве резервных баллонов – как это делают дайверы в WKPP. В силу характеристик плавучести наилучшими баллонами для наших целей будут баллоны производства Luxfer; они имеют нейтральную плавучесть, когда они наполовину полные. Даже такие простые вещи, как выбор манометров, могут иметь серьезное значение по мере того, как увеличивается количество этапных баллонов. Хотя автор предпочитает большие, надежные латунные манометры, по мере увеличения числа этапных баллонов, они начинают добавлять ко всей системе слишком много дополнительного веса. Более маленькие манометры, с меньшим профилем, позволяют держать плавучесть всего комплекта под контролем. Пожалуйста, обратите внимание на то, что подгонка снаряжения подобным образом, не влияет на те вещи, которые мы обсуждали, говоря о возможности всплытия со дна, или сохранения нейтральной плавучести на 10-20 фт. – все эти дополнительные баллоны можно сбросить в случае чрезвычайных ситуаций.

Подводя итог, можно сказать, что для того чтобы «сбалансировать» свой комплект снаряжения, дайверу необходимо решить две вышеописанные задачи. Любая комбинация снаряжения, которая находится в рамках заданных параметров, может быть эффективной. Очевидно, что есть некоторые комбинации, которые зарекомендовали себя как наилучшие, но каждый человек имеет собственную плавучесть, в зависимости от физических данных, вида теплозащиты, и воды, в которую он погружается. Отказы компенсаторов в реальной жизни случаются. Отказы манифольдов и уплотнительных колец в реальной жизни случаются. Оказаться в такой ситуации вполне возможно, и к этому лучше быть готовым.

Перевод Дмитрия Милютина

Источник: http://www.diveclub.lv/index.php?pid=33335
Личное сообщениеОтправить письмоВебсайт пользователя
Top
1 посетитель читает эту тему, из них (1 гость)
0 пользователей:

  ОтветитьНовая темаГолосование